Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

История школы

8q
ШКОЛА, В КОТОРОЙ МЫ УЧИМСЯ
 
Школа № 3 является старейшей школой Гороховецкого района, насчитывает более ста лет педагогической деятельности.
Школа была образована в 1870 году как мужское высшее начальное училище, а в 1906 году в здании школы была открыта женская гимназия. За годы своего существования школа была 8- и 10- летней, политехнической, с сельскохозяйственным уклоном, не прекращала своей работы в сложное военное время, смогла органично перейти на новые учебные стандарты, отвечая требованиям современного общества. Наша школа всегда шла в ногу со временем, чутко реагируя на события, происходившие в стране, сохраняя при этом свои традиции и преемственность поколений. В стенах школы трудилось много талантливых, самоотверженных педагогов, через неё прошли тысячи учеников, многие поколения гороховчан на базе школы смогли получить дополнительное образование.
Сегодня, школьную летопись, продолжаем мы – поколение учащихся XXI века. Материалы, вошедшие в данную статью о школе, были сформированы на базе школьного музея, в результате целенаправленной исследовательской деятельности поискового объедения учащихся, продолжающих свою работу не один десяток лет. Были привлечены и обработаны архивные материалы (официальные документы, статистические данные), материалы периодической печати, а также материалы личного происхождения (семейные архивы, дневники, личные фотографии и переписка). Огромное спасибо создателю музея истории школы Ферафонтову А.А., учителям истории Зиняковой М.Ю., Гуськовой Е.В.


У истоков (1870 – 1919 годы)

До революции в Гороховецком уезде насчитывалось 20 церковно-приходских школ, 26 земских школ, 1 высшее начальное училище и одна гимназия.
Малое здание школы построено в 1870 г. В нем располагалось городское высшее начальное училище для мальчиков. Количество учащихся составляло 100 человек, а учителей – 8. Среди них преобладали лица, окончившие духовную семинарию или гимназию. В это время изучались такие предметы, как Закон Божий, русский язык, арифметика, география, черчение, рисование, старославянский язык. Выпускные экзамены сдавали мальчики старше 11 лет. Это были письменные и устные испытания.
Большое здание школы на ул.Саваренского, 7 - начато строительство в 1907 г. , закончено в 1910 г. В нем располагалась классическая женская гимназия, 234 человека, а количество преподавателей составляло 12 человек. В список изучаемых предметов добавились: русская история, всеобщая история, математика, русская литература, естествознание, музыка, физика, латинский, немецкий и французский языки.
В 1910 году 50,7 % детей школьного возраста в уезде не посещало школу, а грамотность среди женщин составляла 9%.

Школа строителей новой жизни
 
В январе 1919 года декретом СовНарКома гимназия была преобразована в школу II ступени с 8-летним обучением. С этого момента начинается современная история нашей школы.
Первым директором нашей школы был В.И.Воскресенский.
С 1926 года в школе введен «сельхозуклон», то есть занятия и практика по основам сельского хозяйства. Занятия вел агроном А.Е.Зеленин. В те годы не было единой программы обучения. Не было единых учебников. Вместо них были еженедельные сборники для школ крестьянской молодежи. Педагогической системой тех лет был так называемый «Дальтон-план», когда класс делился на бригады, получал задание от учителя, что и как выполнять. За бригаду отчитывался один, выбранный коллективом. С 1930 по 1932 год школа была преобразована в 7-летнюю, и директором школы в этот период был Площаднов И.Д. В 1932 году вышло постановление СНК СССР о полной средней школе. Наша школа стала называться Единая Трудовая Политехническая Средняя Школа №1.
Первым директором до 1935 года был Павел Ксенофонтович Захаров, с 1936 года директором стала А.А. Муравьева. Первый выпуск этой школы состоялся в 1936 году. В этом же году школе было вручено Государственное Знамя.
В 30-е годы школа шефствовала над колхозами:  по заданию колхозов ввели селекцию семян; шефствовали над деревнями; собирали металлолом, лекарственное сырье; делали игрушки для детских садов; ставили спектакли по классической литературе; создали агитбригаду; занимались военным делом.
В 1935 году был проведен лыжный пробег Гороховец-Вязники.

Годы, опаленные войной

Основные проблемы 40-х годов: активизация учкома; помощь отстающим в учебе; изжитие второгодничества; самостоятельная работа на уроках; применение наглядности; сборы вещей для малоимущих семей.
 В начале 40-х годов школа жила обычной мирной жизнью. Ребята посещали различные кружки. Ничто не предвещало беды. Но 22 июня 1941 года изменило всю их жизнь... Началась война... Вся школа собралась на митинг.
В здании школы с ноября 1941года по 1 октября 1946 года был размещен военный госпиталь № 3005. Школьные занятия проходили в две смены в зданиях бывшей пожарной части, нынешней районной библиотеки и военкомата. Ученики всячески помогали и поддерживали раненых: устраивали концерты, писали письма, читали газеты и журналы, приносили воду, собирали лекарственное сырьё, жёлуди, ягоды.
1941-1945 многие старшеклассники ушли добровольцами на фронт и погибли. Ушли бывшие директора и учителя школы: Л.С. Варенов, Н.Л. Зинченко, А.В. Смирнов, А.В.Самойлов. Все они погибли в1941-1943 годах.
Директором школы всю войну была А.А Муравьева. Учащиеся школы всю войну работали в колхозах, выступали с концертами, собирали металлолом, подарки бойцам на фронт, одежду и обувь для эвакуированных в Гороховец из Белоруссии, Украины, Москвы, блокадного Ленинграда. В 1943 году ученик 5 класса нашей школы Слава Золотцев обратился с призывом к учащимся о сборе средств на танк « Гороховецкий школьник». С 1943 по 1945 годы ребята собирали и зарабатывали средства не только на танк, но и на истребитель- штурмовик «Гороховецкий школьник», за что школа дважды получила Благодарность от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
Многие учителя школы были удостоены медали «За доблестный труд в годы войны» Но, несмотря на тяжелое время, были отличники учебы и в 1943 году (Киселева К., Решетняк В., Клюева С., и др.), и в 1944 г. (Рябинина С., Полевая Л., Горшкова В.) , в 1945 г. (Киселева К., Несговорова Р., Самсонова В.). Школа продолжала свою работу, готовя грамотную молодёжь для новых реалий мирной жизни.

 Послевоенные годы

Директором в конце 40-х годов был И.Я. Моругин. Осенью 1946 года учащиеся работали в колхозах и школе, готовили ее к занятиям.
 Зимой 1947 школа перебралась в основное здание. В этом же году отмечена была премией и Почетной Грамотой техслужащая Белова К.А, проработавшая в школе 25 лет.
В эти годы в школе большое внимание уделялось работе учащихся на уроках и дома, изживалось второгодничество. Велась большая внеклассная работа.
В 1947 году в школе начали работать молодые кадры: М.К. Рычагова, Е.В. Кукина, В.Н. Абросимов.
В 1949 году по инициативе учителя С.А.Невского и поддержке учителя ботаники П.Н. Беняш - Козловой был заложен школьный сад, создан участок для опытнической работы.
В феврале 1949 года проведены районные соревнования по лыжам, команда школы заняла первое место.



Школа 50-х годов

Основным направлением работы учебного заведения в этот период было «приближение школы к жизни».
С 1956 года в школе введена летняя производственная практика для учащихся 8-9 классов в колхозах, на заводах, в леспромхозе, на промкомбинате. В школе расширил деятельность учебно-опытный участок. Руководили им Козлова П.М. и Михайлова М.А. Летом 1957 года впервые создан летний комсомолько-молодежный трудовой лагерь по участию в сельскохозяйственном труде. Располагался он в колхозе имени Ленина. С 1958 года лагерь работал в три смены. Правление колхоза осталось довольно работой школы. В 1958 году в школе построена теплица, быстро и качественно убран картофель в колхозе имена Сталина. Осенью собрали 2т желудей, зимой около 10т золы для колхозов. В 50-х годах колхоз «Коммунар» начал освоение новой культуры кукурузы. Школа заключила с ним договор на опытническую работу с кукурузой и взяла участок земли в 10 га. Результат был отличный и школа была представлена на ВДНХ СССР, где получила диплом выставки достижений.
В школе велась большая внеклассная и внешкольная работа. В середине 50-х годов был создан танцевальных ансамбль средней школы №1 (№3). Коллектив часто выступал перед родителями и жителями города, был лауреатом районных конкурсов. Руководитель - В.В.Абросимова. Также в школе был создан струнный ансамбль. Большую популярность среди учащихся приобрели стрелковый, парашютный, туристский кружки. Часто на лугах сотни горожан смотрели на прыжки парашютистов. В 1952 году нашу школу окончил будущий Олимпийский чемпион по современному пятиборью Мокеев Альберт. ( Токио, 1964год).
В конце 50-х годов началось движение уличных летних отрядов. За прекрасную организацию этого нового и трудного дела ученицы Соколова Таня и Федерова Лариса были награждены путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «АРТЕК».

Годы преобразований (60 - 80-е)

С 1961 по 1967 год школа была восьмилетней №5 и №3.
В 1967 школа реорганизована в среднюю школу №3. Директором школы была назначена Сорокина Валентина Максимовна. По ее инициативе были созданы клубы по интересам. Каждый клуб имел Устав, эмблему, песню, Знамя. Наиболее результативно работали «Глобус», «Олимпия», «Клуб юных друзей искусства».
Проводились различные праздники и вечера: «Дни музыки», «Физкультурные вечера», «Исторические вечера».
Был создан школьный танцевальный ансамбль «Школьные годы» из ребят разных возрастов. В школе введены уроки хореографии, на которых обучались бальным танцам и правилам хорошего тона.
В 1960 году проведена первая школьная математическая олимпиада.
В 70-е годы укрепляется связь с воинскими частями. Стали традицией военные сборы старшеклассников, проведение военно-патриотических игр.
Традицией школы стала организация труда и отдыха старшеклассников летом в лагере «Романтик». Лагерь стал стационарным в совхозе «Гороховецкий». Здесь ребята выполняли большой объем работ. Лагерь являлся большим подспорьем в организации культурного досуга на селе летом.
В школе был создан музей истории, свой духовой оркестр. Традиционными стали вечера встречи трех поколений. Были возрождены агитбригады. Стали популярными конкурсы политической и комсомольской песни. На праздники школа выходила со своим духовым оркестром. Характерная черта 70-80-х – самодеятельность, творческое начало. Комсомольская организация, комитет ВЛКСМ - ведущая сила в ученическом коллектив.
Сложившаяся традиция – поисковая работа, связь с ветеранами, продолжение традиций старших поколений выпускников.
С 1981 начинает свою работу клуб старшеклассников «Ровесник». Политическая секция клуба под руководством Э.А Герасимовой проводит конференции, митинги, конкурсы политплаката.

Гордость школы

В 1970 году школу с золотой медалью окончила Новикова Надежда (Токарева Надежда Викторовна), которая в 2002 году избрана Главой Гороховецкого района.
С 15 августа 1970 года в школе работала учителем математики Буторова Л.А. и с15 августа 1978 года она была назначена директором школы. Под ее руководством начали претворяться в жизнь идеи школьной реформы. С 19 сентября 1983 года по февраль 2008 года работала Заведующей отделом образования района.
80-е годы – это перестройка трудового воспитания в школе под лозунгом : « От игры в труд – к производительному труду». Шефы школы – завод ПТО - помогли переоборудовать школьные мастерские, где ребята выполняли заказы ЗПТО. Практика старшеклассников проходила в цехах завода.
В 1985 года в школе начали изучать новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Первый учитель ИВТ- Хорошенина Н.С.
В 1986 году в школе началось обучение детей 6-летнего возраста. Первый учитель – Барыкина Г.П.
Традиционно сильные спортсмены нашей школы стали ведущими спортсменами города и области.
В школе создан туристический клуб «Вертикаль» под руководством Н.В. Фомина. Традицией стало проведение школьного турслета.
 

История школы в новом здании : На рубеже тысячелетий

 В 1995 году школа переехала в новое здание по адресу ул. Революции, д.1 и объединилась сначала со школой № 4, а затем -№5. Проект рассчитан на обучение 700 школьников.
Первым директором новой объединенной школы стал Валерий Ярославович Гуданис (возглавлял школу с 1983 по 2002 годы). При нем ещё в старом здании возникла традиция проведения школьного праздника «За честь школы», на котором ежегодно по итогам учебного года награждаются лучшие ученики, учителя, родители и организации – партнеры.
Модернизация школьного образования конца 90-х – начала 2000-х годов потребовала от школы принятия мер по компьютеризации процесса обучения и овладения учителями и учащимися компьютерной грамотностью.
С 1996 года начинается освоение развивающей системы воспитания и обучения Занкова. Первый выпуск учащихся по этой системе сделала учитель начальных классов Е.Г.Гурьева. Поддержала опыт Фёдорова И.А.
Личностно – ориентированный подход в образовании 90-х годов выдвинул необходимость создания ТО «Продвижение», инициатором и руководителем которого стала Р.С.Горелова, замдиректора по УВР. Старшеклассники ведут научную работу, защищают рефераты, осваивают компьютеры и сети Интернет.
Плодотворной становится деятельность кафедр естественных наук (руководитель Сисейкин А.В.), иностранного языка (руководитель Сафонова Е.Г.), филологии (руководитель Киселёва Т.Е.)
История печатного органа МОУ СОШ № 3 начинается в 2004 году, когда вышел первый черно- белый экземпляр газеты «Наша школа». До этого момента ТО «Продвижение» (творческое объединение учителей и учащихся) выпускало под руководством Солдатовой Е.Л. рукописный журнал «Созвездие», где публиковались творческие работы и проекты школьников и их наставников. Идея выпуска печатного издания принадлежит талантливому педагогу Фадееву Д.А., который работал педагогом – организатором. Он сплотил вокруг себя инициативную группу учителей и учащихся, которые загорелись идеей и воплотили её в жизнь. Была создана редакция газеты, в каждом классе появились корреспонденты, по итогам конкурса, проведенного среди школьников, газета получила название «Звонок».
Проект 2005 года «Школьная информационная среда» детской организации «Республика демократических дел» стал новым этапом в развитии газеты. При школьном информационно-библиотечном центре начинают работу клуб «Контакт» и кружок «Юнкор», деятельность которых поддерживает зав. отделом молодежной политики районной газеты «Новая жизнь» Солдатова Е.Л. Благодаря её помощи, газета приобретает облик профессионального издания и на протяжении нескольких лет награждается Дипломами 1 степени районного конкурса молодежных печатных изданий и молодых корреспондентов «Проба пера», посвященного Всемирному дню информации. Газета «Звонок» стала трибуной для обсуждения школьных проблем, освещения событий, происходящих в классных коллективах, детской организации, ТО «Продвижение». В ней есть ставшие традиционными рубрики, посвященные проведению в школе КТД: «День знаний», «День ребенка», операция «Бунт»(большая уборка нашей территории), «Вахта памяти» и др. Появляются новые рубрики , актуальные для освещения, например, «Лицо Победы», «Семейные фотохроники» (к 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне); для оперативной публикации информации выпускается информационный дайджест.
В школе активно развивается клубная работа. Военно- патриотический клуб «Защитник» (2000 год) по руководством подполковника запаса П.П.Грищенко, клуб старшеклассников «Ровесник» (1999 год), созданный на базе школьной библиотеки В.А.Черновой – победители региональных конкурсов «Патриоты Отечества».
Детская организация «Республика Демократических Дел» под руководством педагога – организатора Фроловой М.В. становится центром внеклассной работы и развития ученического самоуправления в школе. КТД, проекты, конкурсы, смотры детских театральных коллективов, игры КВН, акции «Дети - детям», «Я – гражданин России» и другие внеклассные мероприятия делают жизнь организации кипучей и увлекательной.
На базе социально-психологической службы с 2003 года начал действовать клуб для родителей «Взаимодействие», который становится центром педагогического просвещения родителей и обсуждения воспитательных проблем. Для родителей будущих первоклассников был создан клуб «Молодых родителей». Для адаптации и социализации «трудных подростков» организован в 2007 году клуб «Хелп». Возглавили работу клубов Н.В.Белова, социальный педагог, и Е.В. Шаталова, школьный психолог.
В период каникул в школе работает оздоровительный лагерь «Солнцеград», начальником которого является учитель технологии Е.Ю.Курылёва.
Новую жизнь в новую школу вдохнула Елена Фёдоровна Родькина, которая руководила МОУ СОШ № 3 с 2002 по 2008 годы (с февраля 2008 года назначена начальником управления образования администрации Гороховецкого района). При поддержке районной администрации она привлекла внимание к проблемам развития МОУ промышленных предприятий, частных предпринимателей, ставших социальными партнерами школы, и в 2003 году ООО «Русджам» взял шефство над школой. За 2003-2004 учебный год проведен ремонт крыши, изменен фасад школы, оборудованы по новейшим технологиям 2 кабинета информатики, улучшена материально-техническая база школы. В 2006 году шефы сделали ремонт спортивного зала школы. Паркетное покрытие пола, спортивная база сделали его востребованной спортивной площадкой района, где ежегодно проводятся спортивные соревнования по волейболу и баскетболу. Благодаря тренерской работе преподавателей физической культуры Удре С.В. и Киселёва М.В. школьные баскетбольные девушек и юношей команды становятся лучшими в районе и занимают призовые места в области.(2006-2007, 2007-2008 уч.годы). Под руководством Е.Ф.Родькиной школа проходит сложный путь модернизации Российского образования и становится одним из лучших МОУ района. За достигнутые успехи в 2007 году школа награждена Президентским грантом в 1000000 рублей, приняв участие в национальном проекте «Образование». Грант позволил укрепить и совершенствовать материально – техническую базу школы и превратить её в современное ОУ, оснащённое передовыми ИКТ и интернет ресурсами, интерактивными досками, компьютерами и ноутбуками.
Высокий уровень профессиональной подготовки позволил учителям школы принять участие в конкурсе лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование» и стать его победителями и лауреатами:
2006 год – Сисейкин А.В. (грант Президента РФ) ;
2007 год – Киселева Т.Е. (грант Президента РФ);
2008 год – Фёдорова И.А. . (грант Губернатора области);
2009 год – Сафонова Е.Г. . (грант Губернатора области);
2010 год – Терехина Е.В. (грант Главы администрации района).
 В 2004 году в новом здании школы открыта музейная комната истории МОУ СОШ № 3, главным создателем и хранителем которой с 60-х годов 20 века (в это время ещё в старом здании был создан музей) является учитель истории Александр Алексеевич Ферафонтов.

В настоящее время школа № 3 является самой крупной школой района; в ней обучается свыше 700 учащихся. Под руководством директора – Романовой Е.Г. школа органично вошла в новый формат обучения, используя новые стандарты и технологии, сохраняя при этом свои традиции и приоритеты. За долгие годы своего существования школа всегда чутко откликалась на события, происходившие в стране, задаваемые эпохой, сумев пронести сквозь столетие связующую нить между поколениями наших земляков.